Как выбирают профессию российские школьники: итоги тестирования Worldskills Russia в рамках проекта «Билет в будущее»

Для бизнеса
Для регионов
Для экспертов
Для граждан
27.06.2019
Тестирование в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» прошли почти 500 школьников – участников 6-й смены в ВДЦ «Орленок». Проект реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» с целью дать возможность детям и подросткам осознанно и как можно раньше построить свою личную профессиональную траекторию. Всероссийский детский центр «Орленок» и Московский государственный образовательный комплекс выступили в качестве соорганизаторов мероприятия.

Ребята проходили опрос дважды – в начале и накануне завершения смены. Таким образом, организаторы хотели понять, как меняется осознанность выбора профессии у подростков при различной вовлеченности в программу лагеря. В тестировании приняли участие 2 группы юношей и девушек. Первая – это 300 участников тематической смены «Профильные техноотряды». Там школьники развивали прикладные навыки в сфере науки и техники, креативное мышление, приобщались к инженерной и научной культуре. Во вторую группу вошли 200 детей из других профильных смен «Орленка». Они обучались по вариативным программам по компетенциям WorldSkills на выбор, таким как «Графический дизайн», «Интернет-маркетинг», «Фармацевтика».

«Тестирование направлено на определение уровня готовности ребенка к выбору профессии. Мы исследуем, насколько глубоко дети задумываются о будущей специальности, знают ли современные профессии, прислушиваются ли к мнению учителей и родителей. Тестирование позволяет оценить, какие шаги уже делают ребята: записываются ли на курсы, дни открытых дверей или, наоборот, считают, что у них все хорошо и им не нужна никакая дополнительная информация. Результаты тестов подсказывают участникам, что нужно сделать, чтобы расширить кругозор и стать более сведущим в вопросах выбора. А нам, как исследователям, тест дает срез об уровне осознанности детей, помогает определить, какие практические мероприятия предложить ребятам в рамках проекта», – рассказывает Сергей Павлов, разработчик содержания проекта управления по организации юниорских соревнований Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Участнику «Профильных техноотрядов» Никите 15 лет, и он еще не определился с выбором профессии и пока не имеет четкого представления о том, кем хочет быть, хотя до поступления в вуз осталось всего два года.

«Результаты теста подтверждают мою неопределенность, я – "увлеченный оптимист", то есть "плаваю" в профессиях, но надеюсь на лучшее. Я даже написал под одним из вопросов теста, что через 10 лет стану дворником. Это все потому, что очень переживаю за свое будущее. Родители видят меня военным или дипломатом, но это сложно. У меня нет достаточной самодисциплины», – делится Никита.

Были среди тестируемых и те, кто уже знает о будущей профессии все. 16-летний Егор из Москвы входит в основной состав юниорской сборной WorldSkills Russia Juniors, выиграл финал VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Полимеханика и автоматизация». Работает на токарном станке уже 4 года. В смене «Профильные техноотряды» учил ребят программированию и сборке пневматических схем. Говорит, что будет тренером и инженером-проектировщиком летательных аппаратов.

«Если бы не WorldSkills, все бы вышло по-другому. Когда ты тренируешься, у тебя уже не возникает вопросов, куда двигаться дальше, куда пойти − ты просто действуешь. Ты набираешься опыта, и этот опыт помогает тебе определиться в своей специальности. Ты понимаешь, какая это профессия и что она собой представляет. В тесте мне дали рекомендации, о которых я уже знал. Я прислушиваюсь к мнению других, выбрал свой путь и у меня все должно получиться в будущем», – говорит Егор.

Тестирование состоит из 8 блоков, каждый из которых отвечает на вопросы: «Знаю ли я себя?», «Самостоятелен ли мой выбор?», «Как я отношусь к выбору?», «Что я знаю о профессиях?», «На что я опираюсь?», «К чему я прислушиваюсь?», «Какие шаги я делаю?», «Какое образование мне нравится?».

«Во время прохождения тестирования ребенок вынужден сам себе задать вопросы, о которых раньше, возможно, не задумывался. Например, об отношении к разным уровням образования. Тест дает утверждение: "Чтобы иметь хороший заработок, не обязательно получать высшее образование, ведь рабочие специальности сейчас очень достойно оплачиваются". Подростку нужно согласиться или не согласиться с этим утверждением. То есть тест стимулирует его размышлять о будущем, возможно, даже провоцирует на внутренний спор с самим собой и подталкивает к поиску дополнительной информации», – добавил Сергей Павлов.

Георгийиз Краснодара уже три года увлекается программированием. Сейчас ему 14, и подросток уверенно отвечает на вопрос, кем хочет быть. Говорит, что станет военным, будет отвечать за кибербезопасность.

«Мой пример – бабушка и дедушка, они военные и много рассказывали про свою работу. Думаю, и сейчас это престижно, и заработок хороший. Хотя не исключаю, что мой выбор еще может поменяться, но однозначно будет связан с программированием. Варианты есть, я "знаток профессий" − так показал тест. Может, вообще пойду технику чинить», – рассуждает Георгий.

Заниматься ремонтом бытовой техники планирует Антон из Самары. Уже два года помогает папе в его салоне восстанавливать холодильники и микроволновые печи. При этом в свободное от учебы время ходит в «Кванториум», изучает радиоэлектронику, увлекается программированием. По словам подростка, это его задел на перспективу.

«Стране нужно развитие, нужны инженеры. Думаю, скоро профессия по ремонту техники пропадет, все будет одноразовое. Вот сейчас вышла плазма – там только материнская плата с процессором и все. Материнку снимают и новую ставят. Когда профессия исчезнет, пойду инженером, токарем или радиоэлектроником. Может, буду, как Илон Маск, ракеты запускать или изобрету вечный двигатель, чтобы подцепить к нему редуктор и вырабатывать электричество», – говорит Антон.

Один из вопросов теста так и звучит: «Какая современная профессия, скорее всего, исчезнет в ближайшем будущем?». Или, наоборот, «Какая профессия может скоро появиться, но ее пока не существует?». В этом блоке ребята также должны ответить на вопрос «Кто занимается усовершенствованием внешнего вида предметов для повседневного использования?» или «Кто следит за исправностью и ремонтирует сломавшуюся технику и оборудование?». Так детей проверяют на знание современного рынка труда. Разработчики теста уверены: ребенок должен расширять свой кругозор и исследовать мир профессий, чтобы легче найти себя.

Пятнадцатилетний Али из Ингушетии хотел быть инженером-архитектором жилых домов, но в процессе обучения в «Орленке» немного изменил свои планы.

«Сперва я хотел проектировать дома, а здесь, на смене, увлекся космосом и хочу делать их на Луне или, например, строить тренировочные базы для космонавтов. Ресурсы земли кончаются, и, если я буду помогать развиваться миру, то, может, мы быстрее дойдем до других планет», – говорит Али.

После подведения итогов первого и второго тестирования было определено, что по сравнению с началом смены на 4,6% вырос показатель знания ребенком своих личностных качеств, сильных и слабых сторон. На 5,5% увеличилось позитивное восприятие к процессу выбора профессии. Наибольший рост, в 8,5%, был выявлен в блоке ответов на вопросы по теме «Какие шаги я делаю?», то есть ребята заняли более активную позицию в поиске способов саморазвития, дополнительной информации о профессиях, показали готовность посещать различные кружки, мастер-классы и иные профориентационные мероприятия.

Проведенное исследование выявило существенную разницу показателей между выпускниками образовательной смены лагеря и подростками из разных регионов России, принимавшими участие в проекте «Билет в будущее» в 2018 году. Так, участники смены на 8% активнее прислушиваются к мнению родителей, учителей и сверстников в вопросах профориентации, являются более открытыми к получению информации. Позитивное восприятие и готовность к выбору будущей профессии у «Орлят» в конце смены выше на 9,2%, чем в среднем по стране. С точки зрения вовлеченности в работу кружков, секций и различных профориентационных мероприятий показатели у участников лагеря выше на 14,5%.

Выявленная статистика дает возможность сделать вывод о том, что профильная образовательная программа смены существенно повлияла на мотивацию подростков к процессу выбора будущей специальности и воспитала в них активную позицию в данном вопросе. Мастер-классы, курсы и командная работа единомышленников позволили ребятам раскрыться, способствовали процессу самопознания и объективной оценке своих качеств, знаний, умений и навыков.

«Дети стали лучше понимать свои личностные особенности, более ответственно относиться к выбору профессии и, самое главное, делать больше практических шагов в сторону освоения тех сфер, которые могут быть им близки. При этом ребята стали чуть больше понимать, насколько выбор профессии может зависеть от окружающих», – считает директор Департамента по реализации проектов развития детей и молодежи Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Евгения Кожевникова.

1 сентября начнется реализация проекта «Билет в будущее» в школах субъектов Российской Федерации. Пройдя все 3 этапа тестирования, школьники смогут перейти к практическим профориентационным мероприятиям с квалифицированными наставниками, а затем получат индивидуальные рекомендации по построению собственной образовательной траектории. В конце года планируется проведение повторного тестирования. Оно позволит понять, как в результате участия подростка в практических мероприятиях меняется его осознанность при выборе профессии.

Источник: WorldSkills Russia
Как выбирают профессию российские школьники: итоги тестирования Worldskills Russia в рамках проекта «Билет в будущее»