Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» сформирована Цифровая карта национальных проектов по развитию системы подготовки кадров. Карта была создана по результатам четырёхдневного национального трека «Лидеры национальной системы образования и подготовки кадров» в рамках WorldSkills Conference.
В национальном треке приняли участие более 1,5 тыс. представителей российского образования из всех федеральных округов – руководители образовательных организаций, авторы проектов и инициатив по развитию образования. Цифровая карта включает 149 проектов.
«Анализ более ста проектов, которые сегодня были представлены в рамках национального трека, показывает, что разрыв между лучшими передовыми практиками и общей системой подготовки в настоящий момент только увеличился, – сообщил спецпредставитель Президента России по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков. – Нам как стране необходимо принять очень серьёзные меры изменения государственной политики по итогам чемпионата WorldSkills, чтобы мы от отдельных чемпионатных практик перешли к системным преобразованиям».
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов сообщил, что все проекты разделены на 5 направлений: комплексные системы подготовки, профессиональная ориентация и навигация, новые компетенции и Future Skills, современные технологии подготовки, подготовка наставников.
Роберт Уразов сравнил запуск и масштабирование проектов с выращиванием нового газона: «Появились очаги роста. Попробовать связать "проплешины" газона в новое зелёное поле – феноменальная задача, которую нам предстоит сделать». «Просто так не растёт. Нужно удобрять, вспахивать, использовать агротехнические технологии, которые нам позволят выращивать стабильный урожай», − отметил Роберт Уразов.
Дмитрий Песков подчеркнул, что проблема разрыва между экономикой и системой образования носит глобальный характер и является вызовом для каждой страны. «Экономики, даже в самых развитых странах, поменялись, а системы образования – нет. И этот разрыв – требуются одни навыки, а на рынок выпускают людей с другими навыками – абсолютно одинаковый для всех стран», – отметил спецпредставитель Президента России по цифровому и технологическому развитию.
Всего на заключительном мероприятии национального трека были представлены 6 проектов: Центр опережающей профессиональной подготовки Свердловской области, Центр профессиональной навигации и ориентации «26 КАДР», Наставничество в 3Д-образовании, Сити-фермерство, Профориентационный онлайн-сервис «Профилум», а также ARTBionic project. По результатам онлайн-голосования участников заключительного мероприятия победителем был признан ARTBionic project, который получит специальную поддержку Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Национальный трек был организован Ворлдскиллс Россия впервые. В течение 4-х дней интенсивной работы участники национального трека обсуждали возможности внедрения лучших мировых практик в национальные решения, дорабатывали и презентовали собственные проекты, обсуждали проекты с экспертами национального трека.
Вместе с Дмитрием Песковым и Робертом Уразовым экспертами национального трека выступили заместитель гендиректора Фонда содействия инновациям Павел Гудков, заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков, президент Российской академии образования Юрий Зинченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, депутат Государственной Думы РФ Денис Кравченко, профессор практики МШУ «Сколково» Павел Лукша, председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Владимир Солодов, гендиректор Академии Ростатома Юлия Ужакина, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, член Экспертного совета при Правительстве России Пётр Щедровицкий, ответственный секретарь оргкомитета олимпиады НТИ Алексей Федосеев.
По мнению Владимира Княгинина, в комплексных системах подготовки кадров будет происходить поступательное эволюционное движение: «Не нужно везде ждать переворотов и революций, кто-то должен последовательно улучшать уже существующую систему: смазывать телегу, приделывать к ней колёса, обновлять её и двигать вперёд». Пётр Щедровицкий отметил, что «сегодня, когда возникает идея перестройки системы подготовки кадров на каких-то новых принципах, в том числе на принципах WorldSkills, это наталкивается на ранее принятые решения, которые мягко говоря не оптимальны».
Юрий Зинченко считает, что и диагностика, и профориентация необходимы для людей всех возрастов: от школьной скамьи до старшего поколения. «Сейчас система выстроена по такому принципу – образование на всю жизнь, – отметил Ю.Зинченко. – Надо поменять и систему, и надо поменять отношение человека к системе». По мнению Юлии Ужакиной «если перестать мыслить программами, а начать мыслить человеком, то тогда мы должны поднимать показатели не колледжей, а людей; думать о том, растёт ли у нас, например, число счастливых детей».
Владислав Даванков высоко оценил перспективы проекта «Билет в будущее»: «Важно задействовать все инструменты по профориентации и профнавигации, в том числе наставничество, и профстажировки». «Нужно не бояться менять свою профессиональную траекторию, развиваться и учиться всю жизнь. На платформе «Россия – страна возможностей» есть много примеров, когда участники наших конкурсов, приобретая новый опыт, знания и знакомства, кардинально меняли сферу деятельности и добивались успехов», - подчеркнул Владислав Даванков.
Эксперты национального трека в ходе дискуссии высказали авторам проектов идеи о том, каким образом необходимо дорабатывать проекты для повышения их эффективности, в частности о важности тиражирования успешных практик в различных регионах страны. Эксперты национального трека в дальнейшем готовы оказать консультационно-методическую поддержку проектам для успешной их реализации.